О Муджтаhиде

E-mail Печать PDF

 

Представители партии «Хизб ат-тахрир» считают, что каждый человек, способный делать выводы, становится муджтаhидом[1].

В их книге «Ат-Тафкир» («Размышление») написано, что каждый человек, который способен делать выводы, становится муджтаhидом, поэтому, как пишет автор, делать религиозные выводы можно всем людям, тем более в наше время, когда в руках людей есть много пособий по арабскому языку и Исламской литературе.

В другом месте этой же книги сказано, что муджтаhид не нуждается в знаниях основ фик[2] и в знаниях Аятов и Хадисов.

 

Опровержение. Эти слова способствуют распространению фатв (религиозных заключений), выносящихся без соответствующих знаний.

 

Муджтаhидом является тот, кто обладает следующими знаниями и качествами:

  • Знание Аятов и Хадисов, разъясняющих вопросы фик[3];
  • Знание общих и специальных законов;
  • Знание абсолютных и ограниченных (т.е. связанных с каким-либо условием) законов;
  • Знание отменяющих (насих) и отмененных (мансух) законов;
  • Знание цепочки, по которой переданы Хадисы «ахкам[4]», и биографий людей, которые их передали;
  • Знание законов, единогласно принятых всеми муджтаhидами, и знание того, о чем они не договорились, опасаясь нарушения законов, принятых единогласно ранее;
  • Очень хорошее владение арабским языком, на котором говорили арабы во времена Пророка, мир Ему, и на котором был ниспослан Кур`ан;
  • Знание основ Веры;
  • Богобоязненность, благочестие и высокий уровень мышления;
  • Знание наизусть Аятов и Хадисов «ахкам».

Теологи сообщают, что муджтаhид является таковым. Никто из Исламских ученых не сообщил, что Такыюддин Набаhаний является ученым-теологом Ислама, тем более он не может быть муджтаhидом.

Слова представителей «Хизб ат-тахрир» опровергают следующий Хадис-мутауатир[5]:

نَضَّرَ اللهُ امْرَأً سَمِعَ مَقَالَتِي فَوَعَاهَا فَأَدَّاهَا كَمَا سَمِعَهَا, فَرُبَّ حَامِلَ فِقْهٍ لَيْسَ بِفَقِيهٍ, وَرُبَّ حَامِلَ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهَ مِنْهُ

Это означает: «Пусть будет сияющим лицо того, кто услышал мою речь и передал таким же образом, как слышал – без искажения религиозных заключений. Бывает, что человек, передающий Хадис, не может вывести из него религиозного заключения, и передает его тому, кто глубже понимает его и способен сделать религиозное заключение».

Этот Хадис означает, что некоторые люди могут только передать изречение Пророка, мир Ему, но не могут вывести из него религиозного заключения.

Пророк, мир Ему, отметил, что Его сподвижники делятся на две группы:

- те, кто не может вывести религиозного заключения, – таких людей – большинство;

- те, кто понимает изречение и может вывести из него религиозное заключение, – этих людей – единицы.



[1] Ученый-теолог, имеющий право на вынесение религиозного заключения (фетвы), связанного с вопросом, не упомянутым в Кур`ане, Хадисах и иджма‘.

[2] Исламское Законоведение.

[3] см. сноску 7.

[4] Хадисы, объясняющие вопросы Исламского законоведения.

[5] Достоверный Хадис, переданный по многим цепочкам передач от многих сподвижников Пророка, мир Ему.

 

Самые читаемые

Последние новости

Сейчас на сайте

Сейчас 22 гостей онлайн